Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В детском саду функционирует 4 группы общеразвивающей направленности,

Все групповые помещения соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора:

- сектор активной деятельности (50%): центр двигательной деятельности, центр музыкально-театрализованной деятельности, игровые центры;

- сектор спокойной деятельности (20%) центр художественной литературы, центр природы,центр отдыха;

- рабочий сектор (30%) познавательно-исследовательской деятельности, центр продуктивной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда групповых помещений детского сада обеспечивает возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

В построении развивающей среды в ДОО педагоги руководствуются принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в соответствии с содержанием программы.

Реализация принципов прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в дошкольном - игра с правилами.

Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, такие как: в группе раннего возраста и младших группах - пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в средних группах - палочки Кьюзинера, тематические блоки Дьеныша, шнуровки разной степени сложности, в группах старшего дошкольного возраста - игры-головоломки.

Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие образно- символического материала: настольно-печатные игры, игры- вкладыши, разрезные картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности, авторские дидактические игры.

Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные виды конструкторов: напольный, деревянный, настольный.

Организованы Центры:

«Строительной игры». Принцип насыщенности в группах соблюдается не только в наличии разнообразного строительного материала, но и наличием схем для строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской деятельности по конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных группах имеются игрушки-персонажи (фигурки людей и животных).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей.

Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах представлены костюмы и атрибуты. «Костюмерная» групп позволяет детям развернуть сюжеты 3-4 игр- инсценировок. В группах представлен разнообразный материал по различным видам театра - пальчиковый, театр игрушки, театр на фланелеграфе. В группах есть места для уединения детей. Для самостоятельного чтения, рассматривания альбомов, энциклопедий, альбомов по ознакомлению с окружающим в подготовительных к школе группах созданы библиотеки, во всех группах - дети могут посмотреть фотографии жизни группы, альбомы «Моя семья».

Во всех группах старшего дошкольного возраста имеется подборка литературных произведений (стихи, сказки, рассказы, басни, былины), имеются альбомы для ознакомления детей с творчеством писателей в доступной для них форме (в картинках). Вся представленная выше среда способствует созданию у ребенка «своего» личного пространства.

Общение детей со сверстниками и взрослыми реализуется в коммуникативной деятельности. Для этого во всех возрастных группах представлен следующий материал: - игры и альбомы для рассматривания со звуковыми эффектами, игрушки-забавы, игр на составление логических цепочек по типу «до и после».

Для организации познавательно-исследовательской деятельности, в групповом пространстве представлены - пробирки, баночки, стаканчики, микроскоп, составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели, алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности (по типу «что сначала - что потом»).

В каждой группе организован Центр продуктивной деятельности детей, для этого в группах представлены следующие материалы:

Для рисования:

  • Бумага для рисования. Бумага цветная Краски, гуашь
  • Кисточки для рисования (разного размера и жесткости)
  • Карандаши для рисования (восковые, цветные, и т.д.)
  • Раскраски (на различную тематику для мальчиков и для девочек)
  • Трафареты (на различную тематику для мальчиков и для девочек)
  • Для лепки:
  • Пластилин и доски для работы с пластилином на каждого ребенка
  • Для аппликации:
  • Бумага цветная для каждого ребенка Образцы по типу «сложи узор»

Центр музыкально - театрализованной деятельности, в каждой группе представлен по-разному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. Имеются костюмы для разыгрывания сказок, различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для украшений костюмов).

В центре двигательной деятельности во всех группах имеется оборудование для ловли, катания, бросания (кольцебросы, мячи, разноцветные кегли).

Групповое пространство ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

ПРИНЦИП ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ представлен наличием в группах предметов, выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах - имеются предметы- заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно- ролевых играх (например: «Магазин», «Семья»).

ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ группы отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей.

Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах представлены декоративные сезонные ветки в вазах, имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например: «Животные леса»), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал).

ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую и издательскую продукцию.

В раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков, поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. Это «Заготовки на зиму», «Дары Осени» и др. Представлена выставка в виде фотографий детей «Визитная карточка группы», оформлены папки-передвижки с сезонной информацией для родителей.

ВЫНОСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской деятельности, (познавательная, двигательная и др.), а также несет в себе посезонную информацию. Хранение игрушек организованно на площадках, в специальном контейнере. Пособия и дидактическиеигрушки для наблюдения, хранятся в приемной.

Кабинет педагога-психолога располагается на втором этаже учреждения. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с округленными формами и установлена в контексте общей композиции. Освещение в кабинете соответствует нормам СанПИНа. Кабинет оснащен играми и пособиями, а так же игровым оборудованием в соответствие с реализуемой  образовательной программой и возрастом обучающихся.

Наличие оборудованных библиотек

Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в МБДОУ "Детский сад №12 "Вишенка" не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
· Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
· Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
· Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.

Наличие оборудованных объектов спорта

Для развития физических качеств и двигательных умений обучающихся в МБДОУ "Детский сад №12 "Вишенка" оборудован  спортивный зал, совмещённый с музыкальным залом,  1 спортивная площадка, физкультурные центры в группах, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Естественная и искусственная освещенность, воздушно-тепловой режим соблюдается в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ зал и группы оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил и основной образовательной программы учреждения.

№  Спортивный объект Функциональное назначение
1 Спортивный зал Используется для проведения занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп.
2 Спортивная площадка Используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ "Детский сад №12 "Вишенка" для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации  образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности обучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал ("заместители"), мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование в группах позволяет ребенку заниматься интересующей его деятельностью и по желанию менять ее.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

  • учет возрастных и психологических особенностей детей;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • конкретных образовательных задач;
  • особенностей личности педагога, его квалификации

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Одним из важных направлений в деятельности МБДОУ "Детский сад №12 "Вишенка"является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

В свободном доступе для детей в МБДОУ "Детский сад №12 "Вишенка" компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления - 8 компьютеров и ноутбуков, 10 планшетов для воспитанников , имеющих выход в Интернет, используемых на занятиях "«Основы логики и программирования» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)" в рамках ОП ДО дошкольной образовательной организации, 4 проектора, 4 принтеров и 3 интерактивные доски.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет: во-первых, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, так как:

  • включение в образовательную деятельность мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
  • использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
  • сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
 На сайте ДОУ размещаются информация и документы, касающиеся организации образовательного процесса в ДОУ.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:

www.doshcolniki.ru – Социально-педагогический портал «Дошкольники», разработан Центром здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород. С помощью портала можно обмениваться мнениями с коллегами, специалистами и родителями, представлять педагогической общественности свои проекты, получать консультации квалифицированных специалистов, наиболее эффективно управлять педагогическим процессом.

http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).

http://www.danilova.ru Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Ранее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://kinder-english.narod.ru Английский язык для дошкольников. На сайте представлена информация по раннему обучению иностранному языку: статьи, публикации, рефераты. Дается информация о прошедших и планируемых российских и зарубежных конференциях. Для преподавателей - игры, наглядные пособия, советы, планы уроков. В разделе "Библиотека" - библиография печатных материалов по тематике сайта с краткими аннотациями, реклама учебных пособий и комментарии педагогов по результатам их применения в учебном процессе.

http://edu.rin.ru/preschool/index.html Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации.

http://www.kindereducation.com «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей»

http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah Альманах «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам: от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 до 7 лет.

http://talant.spb.ru Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия: родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог; ситуации; Вальдорфская педагогика; темпы и нормативы и др.

http://www.babylib.by.ru/ Библиотека маленького гения. Сайт предлагает психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии детей.

http://belmama.ru – Образовательный портал для родителей и педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Документы отсутствуют

Использование территории ДОО в организации образовательной деятельности в соответствии с реализуемыми задачами

Территория ДОО используется в организации образовательной деятельности в соответствии с реализуемыми задачами (видеообзор)

Пространство на территории детского сада организовано и предусматривает стационарное оборудование для разнообразных видов двигательной активности, общения детей.

Для формирования навыков безопасного поведения на дороге создан «Безопасный островок».

В целях экологического воспитания дошкольников используется:

  • «экологическая тропа», альпийская горка, цветники, клумбы;
  • «птичий дворик»;
  • опытно-экспериментальный центр (садово-огородный участок)
  • метеостанция.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания будущих спортсменов оборудованы:

  • спортивная площадка для игр в футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон и др., беговая дорожка, имеются лесенки и стенки для лазания, беговая дорожка с ямой для прыжков, волейбольное поле, баскетбольные кольца, оборудование для метания в цель.

В целях воспитания доброжелательного отношения к окружающим, развития навыков бесконфликтного общения оборудованы:

  • семейный уголок; зоны отдыха для семей воспитанников и дошколят.

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie